Рейтинг@Mail.ru

Модульные курсы

Курсы по всем направлениям школьной жизни ‒ по психологии, педагогике, менеджменту

Дистанционная форма обучения
Объем одного курса 6 часов
Сертификат с указанием пройденных курсов высылается в комплекте документов учреждения



Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время

Т. Меркулова

Психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», соавтор (совместно с М.Р.Битяновой) программы по разработке и внедрению педагогических и психологических технологий и методов в развивающую работу с детьми на уроке, автор и ведущая психологических программ для старшеклассников, автор ряда публикаций по тайм-менеджменту в современной школе и по развитию навыков тайм-менеджмента у детей.

А. Теплицкая

Психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». Автор публикаций по формированию психологической культуры детей и взрослых, автор программы комплексного мониторинга социально-личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тайм-менеджмент — понятие, которое стало активно входить в нашу повседневную жизнь. Его часто трактуют как искусство управления временем. В такой трактовке кроется противоречие — ведь мы не можем управлять временем, мы можем управлять собой. Таким образом, мы можем лишь формировать способность обращаться со временем в соответствии с нашими представлениями и жизненными смыслами.

Курс «Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время» — «путеводитель» для всех специалистов, которые решили не просто теоретически изучить способы тайм-менеджмента, но и сделать их частью своей повседневной жизни.

Управление временем — способность, которую многие начинают развивать лишь по необходимости. При этом в большинстве случаев оказывается, что довольно трудно избавиться от укоренившихся привычек и использовать новый стиль на сто процентов.

В результате изучения предложенных материалов, слушатели курса приобретут знания о психофизиологических и личностных качествах, которые влияют на те или иные особенности поведения, на навыки организации своей деятельности, на образ жизни в целом. Курс содержит большой объем практических заданий и упражнений, которые помогут перевести полученные теоретические знания в область практики, т.е. организовать свое время таким образом, чтобы успевать все и в намеченные сроки. Для демонстрации основных положений, изложенных в курсе, авторы используют примеры из практической деятельности учителей. Однако это не ограничивает возможности данного курса только педагогической аудиторией, т.к. представленные в курсе приемы анализа собственных стратегий поведения и организации временных ресурсов будут интересны и востребованы специалистами любого профиля.

Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать своё время

Т. Беглова

Психолог-методист, специалист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». Совместно с М. Битяновой провела ряд межшкольных семинаров в Москве по антропологическому подходу в образовании. Автор учебно-методических и научно-методических пособий для педагогов и психологов.

Т. Меркулова

Психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», соавтор (совместно с М.Р.Битяновой) программы по разработке и внедрению педагогических и психологических технологий и методов в развивающую работу с детьми на уроке, автор и ведущая психологических программ для старшеклассников, автор ряда публикаций по тайм-менеджменту в современной школе и по развитию навыков тайм-менеджмента у детей.

Тайм-менеджмент — современное явление, которое стало основой для организации жизни успешного человека. Появилось огромное количество литературы, посвященной этой теме. Есть книги по тайм-менеджменту для бизнесменов и студентов, для работающих женщин и домохозяек. Почему же появилась необходимость появления еще одного издания, посвященного данной теме?

Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей, стоявшей перед школой. Но в последнее время стало очевидно, что тех навыков организации деятельности, которые получают ученики в школе, уже недостаточно. В связи с этим школа стала брать на вооружение то, что было наработано в бизнесе — приемы тайм-менеджмента. Однако, далеко не всё, что разработано в практике обучения взрослых, можно напрямую перенести в школьную жизнь.

Курс «Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать свое время» адресован, прежде всего, педагогам, психологам и классным руководителям, которые ставят перед собой задачу развивать в детях самостоятельность, умение планировать, умение ставить и реализовывать свои цели. Это и определило основную цель и содержание курса, включившего описание методических принципов построения программы по тайм-менеджменту для школьников и авторские сценарии развивающих занятий с детьми.

Слушатели курса будут иметь возможность

  • познакомиться с вопросами, связанными со спецификой формирования навыков организации времени у детей;
  • изучить методические принципы построения программы по формированию навыков тайм-менеджмента;
  • освоить практические приемы работы со школьниками по данной теме.

Данный курс может стать основой для развивающих психологических занятий во 2−5 классах, модулем факультативного курса с детьми по развитию организационных компетенций, а также циклом тематических классных часов в средней и старшей школе по формированию целеполагания и планирования.

Кроме этого, представленные в курсе материалы могут быть использованы родителями, которые ставят перед собой задачу обучения детей навыкам организации своего времени.

Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения

Г. Стюхина

Кандидат психологических наук, доцент. Автор нескольких учебно-методических пособий по психологии способностей, психологии семейных отношений, конфликтологии. Практикующий психолог с большим опытом консультативной и тренинговой работы.

Можно ли жить без конфликтов? Скорее всего нет, т.к. в основе конфликта всегда лежит противоречие, несовпадение жизненных целей, ценностей, установок. И вряд ли найдется человек, который скажет, что его картина мира полностью совпадает с картиной мира всех людей, с которыми он взаимодействует дома или на работе. Неразрешенный конфликт может привести к обидам, раздражительности, гневу, депрессии и другим негативным состояниям. Следовательно, надо научиться анализировать, понимать и управлять конфликтами.

В данном курсе рассматриваются причины возникновения, различные стратегии поведения в конфликте и способы разрешения наиболее типичных проблемных ситуаций.

Автор знакомит слушателей с основными понятиями конфликтологии и предлагает задания, направленные на формирование практических навыков управления конфликтами, ведения переговоров, оптимального реагирования на провоцирующее поведение, саморегуляции своего эмоционального состояния в напряженной ситуации.

В предлагаемом курсе анализируются реальные конфликты, которые достаточно часто встречаются в педагогической практике.

Материалы модульного курса будут интересны всем специалистам независимо от сферы профессиональной деятельности, т.к. любой человек в своей повседневной жизни взаимодействует с коллегами, детьми, клиентами, партнерами, друзьями и близкими. А в общении время от времени возникают противоречия и конфликты интересов. От умения эффективно разрешать такие проблемные ситуации зависят качество межличностных отношений (на работе или в семье) и благополучие психоэмоционального состояния всех участников взаимодействия.

Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе

Н. Осухова

Кандидат психологических наук, доцент, сотрудник Центра социально-психологического консультирования развития личности. Участник многочисленных реабилитационных программ, в том числе международных проектов для социальных работников.

Автор более ста пятидесяти научных публикаций по различным проблемам психологии (в том числе многократно переизданного учебного пособия «Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях»), а также многочисленных научно-популярных статей в газетах и журналах.

Область научных интересов: психология личности; консультативная психология; психологическое сопровождение личности в трудных и экстремальных ситуациях; психологическая поддержка специалистов социономических профессий.

Модуль посвящен проблеме, важной для каждого, кто работает с людьми, – как не сгореть на работе? Его основная цель — психологически подготовить слушателей к встрече с трудностями профессионального общения, вооружить их знаниями и умениями, позволяющими быть устойчивыми к профессиональному выгоранию.

Анализируя путь, который прошло изучение феномена профессионального выгорания в зарубежной и отечественной психологии, автор помогает слушателям освободиться от гипноза мифов и «страшилок» о выгорании и предлагает собственный подход к пониманию этого феномена и его профилактике.

В процессе освоения содержания модуля слушатели:

  • познакомятся с современными представлениями о профессиональном выгорании;
  • узнают об основных стадиях выгорания и особенностях психических состояний на каждой из них;
  • освоят навыки самодиагностики (смогут выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других);
  • освоят методы и приемы самопомощи (помощи себе и другим) в ситуациях профессионального стресса.

Особенность модуля – единство теории и практики. Включенные в его содержание задания и упражнения могут оказаться полезными при самодиагностике, а также развитии умения регулировать свои эмоциональные состояния, принимать взвешенные решения и, конечно, любить и принимать жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления стресса

В. Родионов

доктор педагогических наук, профессор, директор Педагогического института физической культуры и спорта МГПУ. Лауреат премии Правительства РФ в области образования, эксперт проекта ООН "Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ/ИППП среди молодежи Российской Федерации", обладатель «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Автор более 300 научных, научно-методических и научно-популярных работ, в т.ч. «Физическое развитие и психическое здоровье» (1997), «Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе» (2001), «Я и все-все-все» (2002), «Подросток и наркотики» (2004), «Прививка от стресса» (2006), «Основы психологии здоровья в профилактической работе педагога» (2010) и др.

Большинство из нас время от времени испытывают стресс, который может быть обусловлен различными причинами: напряженным темпом жизни, конфликтами дома или на работе, обилием негативной информации в средствах массовой информации, необходимостью быстро принимать решения в ситуациях неопределенности и др. Однако, разрушающее влияние стресса не в самом событии, а в том, как мы на него реагируем, как преодолеваем препятствия, как переживаем последствия перенесенного стресса. Если у нас есть навыки разрешения сложных ситуаций, если мы умеем регулировать свое психоэмоциональное состояние, то многие события жизни будут восприниматься не как стрессовые, а как обычные текущие дела и небольшие затруднения.

Данный курс содержит информацию о причинах стресса, о различных тактиках поведения человека в сложных ситуациях, о стадиях развития стресса и др. Кроме этого, в курсе предложены практические задания, выполняя которые можно определить свою стрессоустойчивость, понять особенности эмоциональных реакций на ту или иную ситуацию, освоить методы профилактики и преодоления стресса.

Курс адресован всем, кто сталкивается с проблемой стресса и готов осваивать специальные приемы, помогающие распознавать различные факторы риска возникновения стресса и управлять своими убеждениями и эмоциональными состояниями в наиболее напряженные периоды жизни.

Управление имиджем, или Как создать свой стиль

М. Ревина кандидат социологических наук, доцент. В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности "социология управления". Доцент кафедры социологии, психологии и педагогики Московского государственного технологического университета "Станкин". Область научных интересов: психология и социология управления, гендерные аспекты управленческой деятельности, психологические аспекты управления персоналом, организационная культура.

Из чего складывается наш имидж? Какие факторы влияют на его формирование? Почему первое впечатление часто является определяющим в дальнейших отношениях между людьми? Как найти «золотую середину» между необходимостью соответствовать ситуации и ожиданиям окружающих и потребностью выразить свой индивидуальный стиль и неповторимость? На эти и другие вопросы можно найти ответы, изучив материалы данного курса. Автор предлагает проанализировать те или иные слагаемые имиджа (внешний облик, мимику, походку, речь и др.) и на основании выявленных особенностей попытаться сформировать у себя новые навыки и стили поведения, которые помогут презентовать себя с лучшей стороны, высветив наиболее ярко свои достоинства и завуалировав недостатки.

Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения

В. Арсланьян

Кандидат психологических наук, доцент. Окончила психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Сфера профессиональных интересов: психологическая диагностика, психология управления, психологическое консультирование.

Мы постоянно общаемся с другими людьми на работе и дома, И чтобы это общение было продуктивным и приносило положительные эмоции, нам нужно находить способы принятия таких соглашений, которые бы удовлетворяли все заинтересованные стороны. Поэтому нам время от времени приходится вступать в переговоры, а именно: согласовывать различные мнения, договариваться о правилах взаимодействия, влиять на других людей, идти на уступки, предлагать решения и т.д. И эффективность итоговых соглашений зависит не только от наших партнеров, но и от нас самих, от нашего поведения: от того, насколько четко мы осознаем свою цель; умеем ли управлять эмоциональной составляющей переговорного процесса; готовы ли слышать оппонента и учитывать его мнение и интересы; можем ли подбирать аргументы, способные учесть потребности другого человека; умеем ли гибко реагировать на новые вводные и изменение ситуации; готовы ли искать взаимовыгодное решение и др. Невозможно научиться делать что-то хорошо, если не начать. В данном курсе мы предлагаем некоторые приемы по достижению соглашения в тех ситуациях, которые могут развиваться как конфликтные.

Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь

О. Разумова Кандидат психологических наук, доцент кафедр общей и прикладной психологии факультета психологии и безопасности жизнедеятельности Марийского Государственного университета, зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в г. Йошкар-Оле. Окончила факультет психологии Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сфера профессиональных интересов: клиническая психология, психологическое консультирование и психотерапия. Сертифицированный гештальт-терапевт. Автор более 35 научных трудов и учебно-методических работ, в том числе: «Психология общения: тесты, упражнения, игры» (1996), «Учителю для работы с родителями: психологические тексты» (2000), «Младшие школьники “группы риска”: практические рекомендации для учителей и родителей» (2002), «Практикум по психологии больного и психосоматике» (2010).

В большинстве своем люди считают (и, заметим, правильно делают!), что в развитии многих болезней немалую роль играют психологические факторы, такие как образ наших мыслей (негативных, разрушающих) и наше отношение к различным событиям, наша эмоциональная реакция на стрессовые ситуации, глубина переживаний и другие.

Данный курс содержит информацию о заболеваниях, в возникновении которых психологические факторы играют особенно значительную роль (гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма и др.). Автор показывает, каким образом эмоции и мысли, а также различные особенности личности человека влияют на возникновение недугов.

Кроме того, в курсе предложены практические задания, которые помогут: определить уровень стрессовой нагрузки, оценить степень влияния стресса на психику и организм; выявить свои привычные стратегии поведения и особенности образа мыслей в психотравмирующих ситуациях; потренироваться в изменении мыслей и проследить, как это влияет на чувства и переживания.

Автор предлагает слушателям попробовать различные приемы работы с негативными эмоциональными переживаниями, такими как гнев, тревога, депрессия, обида и чувство вины.

Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении

С. Петрухина

Кандидат психологических наук; преподаватель дисциплин психологического цикла в Марийском государственном техническом университете. Практический психолог с десятилетним стажем работы, гештальт-терапевт Московского Гештальт Института. Область научных интересов: социальная психология, конфликтология, психология эмоций, психология семейных отношений. Научную деятельность успешно совмещает с практикой.

Г. Стюхина

Кандидат психологических наук, доцент. Автор нескольких учебно-методических пособий по психологии способностей, психологии семейных отношений, конфликтологии. Практикующий психолог с большим опытом консультативной и тренинговой работы.

Нередко дети своим поведением ставят нас в такие ситуации, когда у нас «опускаются руки», мы не можем найти слов, не знаем, как правильно реагировать на ту или иную реплику или реакцию с их стороны. Нам бывает трудно понять, почему дети проявляют упрямство, негативизм, грубость; какие свои чувства, желания, переживания они хотят до нас донести таким поведением.

Авторы курса раскрывают психологические особенности детей в разные периоды их жизни, описывают те сложности, которые могут возникнуть во взаимодействии с ними, и рекомендации по их преодолению. В рамках курса анализируются достаточно часто встречающиеся жизненные ситуации и предлагаются варианты их решения.

Знакомство с теоретическими материалами, а также выполнение практических заданий помогут слушателям лучше понять причины различных трудностей в общении с детьми и научиться конструктивно выстраивать взаимодействие с ними.

Наследственность и воспитание, или Что влияет на развитие ребенка

О. Разумова Кандидат психологических наук, доцент кафедр общей и прикладной психологии факультета психологии и безопасности жизнедеятельности Марийского Государственного университета, зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в г. Йошкар-Оле. Окончила факультет психологии Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сфера профессиональных интересов: клиническая психология, психологическое консультирование и психотерапия. Сертифицированный гештальт-терапевт. Автор более 35 научных трудов и учебно-методических работ, в том числе: «Психология общения: тесты, упражнения, игры» (1996), «Учителю для работы с родителями: психологические тексты» (2000), «Младшие школьники “группы риска”: практические рекомендации для учителей и родителей» (2002), «Практикум по психологии больного и психосоматике» (2010).

Вопрос о «плохой» наследственности или ошибках в воспитании встает, как правило, тогда, когда с ребенком (или в наших отношениях с ним) не все благополучно (возникают проблемы с учебой, поведением, тем и другим вместе). Мы пытаемся ответить на этот вопрос, чтобы определиться со своей «стратегией и тактикой» по отношению к имеющемуся неблагополучию: понять меру своей ответственности и — главное — возможности влияния на ситуацию.

Данный курс содержит информацию: во-первых, о врожденных свойствах нервной системы детей (сила /слабость, подвижность / инертность) и о том, как они проявляются в различных учебных ситуациях (что ребенку особенно трудно, а что, наоборот, может использоваться для повышения его успешности); во-вторых, о тех устойчивых особенностях характера (и, соответственно, поведения детей), которые возникают преимущественно в процессе воспитания (упрямство/негативизм, агрессивность, тревожность, ложь), об основных причинах и способах их коррекции.

Кроме того, в курсе предложены практические задания, которые помогут взрослым: определить особенности нервной системы ребенка, а также ресурсы «творческого приспособления» к ним; оценить способы своего взаимодействия с детьми и возможности их оптимизации. Курс адресован учителям и родителям, готовым объединить усилия и начать с себя, для того чтобы научиться получать большее удовольствие от своего общения с детьми.

Персональный тренинг «Путь к себе и другим», или Как достичь гармонии с собой и окружающими

Н. Осухова

Кандидат психологических наук, доцент, сотрудник Центра социально-психологического консультирования развития личности. Участник многочисленных реабилитационных программ, в том числе международных проектов для социальных работников.

Автор более ста пятидесяти научных публикаций по различным проблемам психологии (в том числе многократно переизданного учебного пособия «Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях»), а также многочисленных научно-популярных статей в газетах и журналах.

Область научных интересов: психология личности; консультативная психология; психологическое сопровождение личности в трудных и экстремальных ситуациях; психологическая поддержка специалистов социономических профессий.

Чтобы жить полной жизнью, чувствовать себя счастливым, достаточно ли быть успешным, материально обеспеченным человеком? Конечно, нет. Необходимо еще выстроить продуктивные отношения с другими людьми. А это невозможно, если человек не смог разобраться в себе, в своих сильных сторонах и проблемах, не достиг внутреннего баланса, не научился принимать ответственность за свою жизнь. Если вы готовы заняться решением этих задач, можете воспользоваться предложенным автором данного курса самотренингом.

В самом начале пути предстоит познакомиться с собой, понять, что сближает вас с другими, а что отличает, т.е. является вашей уникальностью. Дальнейшие шаги помогут осознать отношение к себе и к другим людям; проанализировать собственные ценности и принять себя.

Следующий этап работы — это выяснение того, кто вы: пешка или хозяин своей жизни? Готовы ли вы самостоятельно принимать решения и управлять событиями, которые с вами происходят?

В конце автор предлагает познакомиться с некоторыми непростыми мелочами взаимодействия, которые способствуют формированию добрых, уважительных отношений с окружающими.

Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду

Е. Николаева доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Института детства Российского государственного университета им. А.И. Герцена (Санкт Петербург). Елена Ивановна является победителем Национального психологического конкурса «Золотая Психея». Автор учебника для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Изд-во «Федоров»). Член профессиональных сообществ: Российское физиологическое общество (с 1976г.), Академия педагогических и социальных наук (с 2003г.), Российское психологическое общество (с 2003г.), Европейской ассоциации психологии здоровья (EHPA, c 2004 г.), Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (2007). Николаева Е.И. - член редакционной коллегии журналов “Психология образования в поликультурном пространстве”, “Sky”, «Health Psychology and Behavioral Medicine: an Open Access Journal». Эксперт журнала “Справочник педагога – психолога”. Автор более 330 научных публикаций.

Почему дети лгут? Чаще всего взрослые объясняют такой факт поведения ребенка плохой наследственностью, тем самым полностью снимая с себя ответственность за его воспитание и развитие. Дескать, мы никак на это не можем повлиять, здесь причина в генах. Но так ли это? Конечно, семья влияет на развитие ребенка и формирование его характера, но не генами, а стилем воспитания, семейными отношениями, системой ценностей и др. Значит ли это, что от педагога ничего не зависит? Конечно, нет. Выстраивая общение с любым человеком, взрослым или ребенком, в наших силах сделать взаимоотношения открытыми и доверительными.

В данном модульном курсе автор раскрывает основные причины лжи у детей в разные возрастные периоды (у дошкольников, младших школьников и подростков), а также показывает, каким образом те или иные действия педагогов или родителей могут сказываться на желании или нежелании ребенка говорить правду.

Кнут и пряник, или Как использовать поощрения и наказания в воспитании и обучении детей

Е. Николаева доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Института детства Российского государственного университета им. А.И. Герцена (Санкт Петербург). Елена Ивановна является победителем Национального психологического конкурса «Золотая Психея». Автор учебника для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Изд-во «Федоров»). Член профессиональных сообществ: Российское физиологическое общество (с 1976г.), Академия педагогических и социальных наук (с 2003г.), Российское психологическое общество (с 2003г.), Европейской ассоциации психологии здоровья (EHPA, c 2004 г.), Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (2007). Николаева Е.И. - член редакционной коллегии журналов “Психология образования в поликультурном пространстве”, “Sky”, «Health Psychology and Behavioral Medicine: an Open Access Journal». Эксперт журнала “Справочник педагога – психолога”. Автор более 330 научных публикаций.

Повседневное общение с детьми ставит перед нами много сложных вопросов, на которые не всегда сразу находятся ответы. Мы порой не знаем, как правильно реагировать на ту или иную выходку наших воспитанников, как поступить, чтобы добиться желаемого результата и при этом сохранить доверительные отношения с детьми.

Можно ли применять наказания и как это делать правильно? Не повредит ли эта мера воздействия ребенку? Нужно ли хвалить детей, и если да, то как и в каких ситуациях? Существует ли риск избаловать ребенка, используя поощрения в воспитании?

Обсуждению этих и ряда других вопросов посвящен данный курс. Автор знакомит слушателей с различными подходами к пониманию роли наказания и поощрения в воспитании и обучении детей. На примере конкретных жизненных ситуаций анализируются типичные ошибки взрослых при использовании этих мер в воспитании, обсуждаются возможные варианты решения сложных проблем.

Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру

М. Битянова

Кандидат психологических наук, специалист в области психологии образования. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры дифференциальной психологии в Московском городском психолого-педагогическом университете, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ». Принадлежит к числу тех редких российских психологов, которые сочетают в себе серьезную теоретическую подготовку с глубоким пониманием школьных реалий. Имеет собственный взгляд на то, зачем нужен психолог в образовании, о чем регулярно пишет в своих книгах и статьях, в том числе в журнале «Школьный психолог».

Деловая игра — современный инструмент, который в последние годы стал очень популярным в самых разных сферах деятельности, в том числе и в образовании. Сегодня в работе педагогов появляются задачи, которые запрашивают новых форм и методов для своего решения. Деловая игра — один из таких методов.

В данном курсе раскрывается содержание и особенности использования деловых игр в школе. Автор знакомит слушателей различными видами деловых игр, технологией их применения в решении психолого-педагогических задач.

В курсе представлено подробное описание сценариев деловых игр, которые могут быть эффективны как в работе педагогического коллектива, так и при организации различных мероприятий с учащимися.

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

В. Арсланьян

Кандидат психологических наук, доцент. Окончила психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Сфера профессиональных интересов: психологическая диагностика, психология управления, психологическое консультирование.

Практически в каждом детском коллективе, в школе или в детском саду, есть хотя бы один ребенок, который отличается повышенной двигательной активностью и отвлекаемостью внимания. Ему сложно усидеть на одном месте, трудно выполнять требования педагогов. Он отвлекается сам и мешает другим детям. И часто никакие наказания, ограничения, угрозы или увещевания не помогают взрослым остановить неуемную энергию такого ребенка и направить ее в мирное русло. Откуда берутся непоседы? Какие воспитательные воздействия наиболее эффективны в общении с такими детьми? Как помочь им справиться со своими проблемами, которые мешают не только окружающим, но и самим детям, т. к. сказываются на их школьной успеваемости и отношениях со сверстниками и взрослыми? В данном курсе описаны причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), представлены игры и упражнения, которые способствуют формированию навыков саморегуляции у таких детей.

Школа оптимизма, или Как найти заряд позитивной энергии внутри себя

Н. Лукьянченко Кандидат психологических наук, доцент, докторант Сибирского государственного технологического университета. Имеет обширный опыт в области практической психологии образования: работа в центрах сопровождения в качестве научного консультанта; проведение тренинговых программ и аналитических семинаров; консультативная практика. Автор более, чем 180 публикаций. Е. Пятаков Редактор научно-методических журналов «Школьные технологии» и «Вестник практической психологии образования». Педагог-психолог с опытом работы в различных воспитательных, образовательных и досуговых детских учреждениях. Постоянный автор журналов «Школьный психолог», «Народное образование», «Социальная педагогика» и др. Творческое кредо — поменьше абстрактных теорий и умозрительных рассуждений, побольше практики и здравого смысла.

Быть оптимистом или пессимистом: что лучше, что полезнее, что эффективнее, что нравственнее — об этом можно спорить. Но в самом слове «оптимизм» заложено понятие «оптимальный» — что значит — способный максимально эффективно использовать имеющиеся внутренние ресурсы и внешние возможности.

Профессия педагога по самой своей природе требует от человека огромных душевных и энергетических затрат, а также умения быстро восстанавливаться. Поэтому стать оптимистом (или понять, почему ты оптимист), осознать и укрепить свои сильные стороны и защитить слабые — важно для любого педагога. Именно на решение данной задачи и направлен данный курс.

Авторы логично объясняют, в чем суть оптимизма и пессимизма как психологических явлений; описывают законы, по которым пессимизм и оптимизм оказывают прямое (хотя и не всегда заметное сразу) влияние на повседневную жизнь и судьбу людей; обосновывают преимущества оптимизма и показывают ловушки пессимизма; предлагают конкретные — простые и легкие в применении — упражнения для самообучения, самокоррекции и превращения себя в оптимиста.

Близкие люди, или Роль семьи в развитии ребенка

Г. Стюхина

Кандидат психологических наук, доцент. Автор нескольких учебно-методических пособий по психологии способностей, психологии семейных отношений, конфликтологии. Практикующий психолог с большим опытом консультативной и тренинговой работы.

«Все мы родом из детства…» Это выражение Антуана де Сент-Экзюпери известно многим. Но что оно означает? Каким образом происходящее в семье оказывает на нас влияние? Какова роль семьи в формировании личности ребенка? По каким законам живет семья? О каких особенностях семейной жизни следует знать, чтобы избежать непонимания и ссор? Что зависит от нас, как сделать нашу жизнь в семье лучше? Эти и другие вопросы стали предметом рассмотрения данного модуля.

Мир детских игрушек, или Как выбрать ребенку хорошую игрушку

Е. Смирнова

Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии детей дошкольного возраста ПИ РАО, профессор МГППУ и МГПУ, член международной ассоциации детских психиатров и психологов. Занимается исследованиями в области психологии детей младенческого и раннего возраста, психологии общения и межличностных отношений и развития личности ребенка в детском возрасте. Елене Олеговне принадлежит 150 научных работ и книг. За вклад в педагогическую науку и образование она награждена медалью Челпанова и медалью К. Ушинского.

Когда любящие родители приходят в магазин за новой игрушкой для своего ребёнка, нередко они теряются в этом разнообразии. С прилавков на них глядят люди-пауки, динозавры всех размеров и длинноногие красавицы, интерактивные игрушки, которые сами разговаривают и выражают свою любовь, многочисленные коробки с развивающими играми, которые за неделю обещают сделать из ребёнка гения и пр. На первый взгляд, такое изобилие снимает все проблемы с приобретением игрушек для ребенка, но на самом деле проблема выбора теперь стала гораздо труднее. Как сориентироваться в этом многообразии и выбрать ту игрушку, которая будет радовать и развивать ребенка? Отсутствие каких-либо ориентиров при выборе игрушек приводит к их бессистемной массовой закупке – чем больше, тем лучше. В результате детские комнаты завалены игрушками, а нужных и важных для ребёнка среди них порою нет. Автор предлагает разобраться в этой проблеме и показывает, какие функции выполняет детская игрушка, на какие критерии нужно обращать внимание при ее выборе, какие возрастные особенности необходимо учитывать при покупке игрушки.

Мифы демократического воспитания, или Как выстраивать отношения с детьми

М. Чибисова

Кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, главный редактор журнала «Школьный психолог», соавтор книг «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия для первоклассников» и «Психолог на родительском собрании», автор книги «Психологическая подготовка к ЕГЭ» и ряда статей по проблемам психолого-педагогического сопровождения образования.

Что такое демократическое воспитание? Как осуществить его на практике? Какие типичные ошибки мы допускаем в общении с детьми? Автор подробно рассматривает «мифы» демократического воспитания, типичные заблуждения взрослых, которые хотели бы его придерживаться. Материалы курса познакомят вас с особенностями демократического стиля воспитания, его отличиями от авторитарного стиля. Вы узнаете, что означает равноправие в отношениях взрослых с детьми, допустимо ли использовать запреты и ограничения в воспитании, как правильно договариваться с детьми и устанавливать для них границы дозволенного. Примеры педагогических ситуаций и рекомендации, представленные в учебном курсе, адресованы как педагогам, так и родителям, заинтересованным в эффективном взаимодействии с детьми и подростками.

Левша: особенности развития, или Как помочь леворукому ребенку в обучении

М. Чибисова

Кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, главный редактор журнала «Школьный психолог», соавтор книг «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия для первоклассников» и «Психолог на родительском собрании», автор книги «Психологическая подготовка к ЕГЭ» и ряда статей по проблемам психолого-педагогического сопровождения образования.

Существует достаточно много мнений относительно уникальности леворуких детей. Кто-то считает их особо одаренными и творческими людьми, кто-то видит в левшестве отклонения в развитии. У родителей и педагогов возникает множество вопросов относительно развития левшей: в чем причины леворукости, стоит ли переучивать такого ребенка, необходим ли особый подход в их обучении, с какими трудностями сталкиваются левши? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете найти в материалах курса.

Кинотерапия, или Как использовать метод просмотра фильмов в воспитательной работе с детьми и подростками

М. Кочарова

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики МГТА, специалист в области индивидуального и корпоративного консультирования

Кинотерапия – одна из самых действенных психолого-педагогических техник, которую можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми. Автор курса познакомит вас с возможностями использования метода совместного просмотра фильмов в решение различных проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки. Из материалов курса вы узнаете, как выбрать фильмы для просмотра со зрителями разного возраста, на какие критерии при этом следует ориентироваться, как организовать их совместный просмотр и последующее обсуждение. На примере нескольких художественных и мультипликационных фильмов вы познакомитесь с воспитательными возможностями метода кинотерапии.

Секреты семейного долголетия, или Как стать счастливым в браке

Н. Двоскина

журналист, психолог, закончила филологический факультет и факультет профессиональной переподготовки по курсу "Практическая психология" МГПУ, магистерскую программу "Практическая этнопсихология для образования" Московского государственного психолого-педагогического университета.

Нередко можно слышать мнение, что если человек счастлив в браке, то ему просто повезло: с женой, мужей, детьми. При это не учитывается, что счастливая семья не образуется сама собой, а создается усилиями обоих супругов. Знание нескольких важных правил существования супружеской пары, о которых пойдет речь в данном пособии, позволит понять ситуацию, сложившуюся в вашей семье и изменить супружеские отношения к лучшему.

Секрет успеха, или Как помочь детям вырасти уверенными в себе

О. Хухлаева

кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор факультета социальной психологии МГППУ. Совмещает научную деятельность с практической. Является автором учебных и методических пособий по психологической поддержке людей разного возраста. В центре ее внимания находится проблема сохранения психологического здоровья, которое рассматривается как предпосылка жизни успешной и счастливой, наполненной радостью от возможности развиваться и быть нужным окружающим.

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок был уверенным в себе, ведь именно уверен-ность помогает человеку стать успешным. В каком возрасте закладываются основы уве-ренности? Как ее развивать? Автор рассказывает о том, как формируется уверенность в себе у детей от младенческого до младшего школьного возраста, какие факторы на нее влияют, что могут сделать родители для формирования уверенности в себе у детей.

Манипуляции в общении, или Как защититься от влияния других людей

Н. Двоскина

журналист, психолог, закончила филологический факультет и факультет профессиональной переподготовки по курсу "Практическая психология" МГПУ, магистерскую программу "Практическая этнопсихология для образования" Московского государственного психолого-педагогического университета.

Все мы, так или иначе, сталкиваемся с манипуляциями в общении. Примером тому являются ситуации, в которых по какой-то неясной причине наше настроение и мысли меняются, мы начинаем делать то, что вначале даже не собирались. Что такое манипуляция? Какими бывают манипуляции и манипуляторы? Как нам защитить себя от их воздействия? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прочитав материалы учебного пособия. Автор познакомит вас с эффективными стратегиями распознавания ситуаций манипулирования в повседневном общении и противодействия им.

Самореализация, или Как стать успешным в жизни и профессии

Н. Двоскина

журналист, психолог, закончила филологический факультет и факультет профессиональной переподготовки по курсу "Практическая психология" МГПУ, магистерскую программу "Практическая этнопсихология для образования" Московского государственного психолого-педагогического университета.

Как часто бывает, что люди работают на работе, которая им не нравится, не получают радости от наступления нового дня и не знают, чем им занять свободное время. Не могут определиться с тем, что им действительно интересно и важно. Как найти свой жизненный путь? Что требуется сделать, чтобы его придерживаться? Как добиться успеха в жизни и профессии? Ответы на эти вопросы вы сможете найти, в материалах данного курса.

Семейная бухгалтерия, или Как найти баланс между доходами и расходами

А. Гладкий автор экономической, бухгалтерской, прикладной литературы. К настоящему времени из-под его пера вышло более 100 книг, большинство из которых за короткий срок выдержали несколько тиражей. Фирменный стиль А.А. Гладкого — простота и доступность изложения, легкость подачи материала, а также множество ценных советов и рекомендаций, основанных на реальных событиях. Все это во многом предопределяет популярность автора у читателей и обеспечивает стабильно высокий спрос на его работы.

Вы работаете как каторжный, но денег постоянно не хватает? Кредиты, ссуды, рассрочки, займы, прочие долги загоняют в кабалу, выхода из которой не видно, — вам знаком этот замкнутый круг? А хотите навсегда забыть о финансовых проблемах, быть в любой момент готовым потратить столько, сколько нужно, и не зависеть от внешних заимствований? Видимо, да — иначе бы вы не читали сейчас эти строки. И тот факт, что вы заинтересовались курсом «Семейная бухгалтерия», свидетельствует о вашем умении находить правильные решения. Мы даем уникальную возможность освоить все тонкости ведения домашнего бюджета, не имея финансового или экономического образования. Вы научитесь находить скрытые денежные резервы, оптимизировать расходы, что позволит даже при прежнем уровне дохода не только тратить больше, но и создать резерв на будущее. После изучения предлагаемого материала вы сможете считать не долги, а собственные деньги.

Травля в детском коллективе, или Как остановить насилие

Н. Двоскина

журналист, психолог, закончила филологический факультет и факультет профессиональной переподготовки по курсу "Практическая психология" МГПУ, магистерскую программу "Практическая этнопсихология для образования" Московского государственного психолого-педагогического университета.

Травля в детском коллективе, к сожалению, не редкое явление. Для решения данной проблемы необходимо сотрудничество психологов, педагогов и родителей. Часто отсутствие конкретных действий объясняется недостатком знаний о том, что можно предпринять для профилактики или прекращения уже возникшей травли. В этом модуле автор рассказывает о причинах такого явления в детской среде, о факторах риска, о тех возможностях, которые есть у педагога для формирования здоровой атмосферы в классе, ведь именно его роль является ключевой в этом процессе.

Суициды у детей и подростков, или Как предотвратить трагедии

Н. Двоскина

журналист, психолог, закончила филологический факультет и факультет профессиональной переподготовки по курсу "Практическая психология" МГПУ, магистерскую программу "Практическая этнопсихология для образования" Московского государственного психолого-педагогического университета.

Тема самоубийств в школьной среде, как правило, является не только малознакомой, но и пугающей как для педагогов, так и для родителей. Когда мы сталкиваемся со случаями совершения суицида — со смертельным исходом или без него, то невольно задаемся вопросами: что случилось? Почему никто не увидел, что ребенок нуждается в помощи? Можно ли было как-либо ему помочь? В рамках модульного курса автор расскажет о том, как распознать опасность и как ее предотвратить. Рассматриваемые вопросы причин детских и подростковых суицидов, а также способов их профилактики адресованы, в первую очередь, педагогам и родителям детей школьного возраста.

Инклюзивное образование: история и современность

С. Алёхина Кандидат психологических наук, Почетный работник общего образования РФ, директор Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета. Светлана Владимировна является руководителем проектов по развитию инклюзивного образования в России, руководителем секции УМО, разработчиком программ подготовки кадров в сфере инклюзивного образования ФГОС ВПО.

Инклюзивное образование в России закреплено Законом «Об образовании». Станет ли инклюзия реальностью нашей жизни, во многом зависит от учителя. Этот курс адресован именно тем, кто делает наше образование, кто является главной фигурой, способной его изменить. Курс ориентирован на развитие профессионального мышления педагога обычной школы. В предлагаемых автором материалах дается краткий экскурс в историю становления инклюзии, раскрываются основные вопросы развития инклюзивного образования, предлагаются практические рекомендации по внедрению организационных и педагогических технологий, а также общепедагогических подходов и психолого-педагогических методов в работу учителя, направленных на включение разных детей с их индивидуальными возможностями и особенностями в процесс обучения и развития.

Основные педагогические технологии инклюзивного образования

Т. Дмитриева Научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ ИПИО МГППУ. Е. Самсонова Руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент. Т. Хотылева Заместитель руководителя Центра психолого-педагогического сопровождения детей и подростков МГППУ, канд. психол. наук.

Инклюзивное образование — это реальность наших дней. Для его успешной реализации педагог должен ставить и решать особые профессиональные задачи, знать методы организации учебного процесса, а также владеть технологиями организации образовательного процесса в инклюзивном классе.

Представленные материалы расширят знания педагогов в вопросах инклюзивного образования.

Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты

М. Битянова

Кандидат психологических наук, специалист в области психологии образования. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры дифференциальной психологии в Московском городском психолого-педагогическом университете, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ». Принадлежит к числу тех редких российских психологов, которые сочетают в себе серьезную теоретическую подготовку с глубоким пониманием школьных реалий. Имеет собственный взгляд на то, зачем нужен психолог в образовании, о чем регулярно пишет в своих книгах и статьях, в том числе в журнале «Школьный психолог».

Т. Меркулова

Психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», соавтор (совместно с М.Р.Битяновой) программы по разработке и внедрению педагогических и психологических технологий и методов в развивающую работу с детьми на уроке, автор и ведущая психологических программ для старшеклассников, автор ряда публикаций по тайм-менеджменту в современной школе и по развитию навыков тайм-менеджмента у детей.

Изменение целей современного образования в связи с введением ФГОС второго поколения ориентирует педагогов на всестороннее использование развивающих возможностей урока. В модуле рассматриваются практические приемы реализации поставленных задач. Авторы подробно раскрывают понятие «универсальные учебные действия», дают характеристику их основных видов и описывают существующие подходы к их формированию у учащихся. Учебные материалы позволят педагогам познакомиться с этапами и алгоритмами формирования УУД, а также содержат практические рекомендации по проектированию собственной деятельности по развитию УУД.

Специальные образовательные условия инклюзивной школы

Н. Семаго

Кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник МГППУ, педагог-психолог Центра «Тверской», доцент АПКиППРО.

Особое место в развитии инклюзивного образования принадлежит образовательной среде. Для гуманизации процессов образования необходимо создать такую среду, которая будет учитывать потребности и возможности каждого ребенка.

Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования.

В представленных материалах подробно рассматриваются следующие вопросы:

  • Что такое «специальные образовательные условия»?
  • Какие особенности организации образовательной деятельности детей с ОВЗ?
  • Какие задачи решаются в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической комиссии?
  • Как составить договор с родителями ребенка с ОВЗ?

Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ

Е. Кутепова

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета.

Начиная с 2013 года, профессиональная лексика педагога пополнилась новыми понятиями. Среди них: «инклюзивное образование», «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «индивидуальный учебный план», «адаптированная образовательная программа», «адаптированная основная образовательная программа», «специальные условия для получения образования». Все новые понятия закреплены Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определил право и возможность на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описание изменений в организации работы педагогического коллектива общеобразовательной организации, исходя из определения четырех последних понятий, и является задачей этого модуля.

Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма

С. Алёхина

директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования ГБОУ ВПО Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Почётный работник общего образования РФ. Светлана Владимировна ведёт активную общественно-профессиональную и научную деятельность: эксперт ЮНИСЕФ в области инклюзивного образования, руководитель секции УМО «Специальное и инклюзивное образование детей с ОВЗ» по направлению «Психолого-педагогическое образование» ФГОС ВПО.

Л. Фальковская

ведущий научный сотрудник института проблем инклюзивного образования ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», кандидат психологических наук, Почётный работник общего образования РФ. Занимается изучением проблем развития психологической службы образования, психологии мотивации и развития личности; психолого-педагогической экспертизы образовательной среды; межведомственного взаимодействия при сопровождении ребенка и семьи с трудностями развития и др.

Изменения, происходящие в современной школе и в обществе в целом, предъявляют новые требования к профессионализму педагога. Внедрение инклюзивного подхода, обеспечение равных образовательных возможностей для всех невозможно без активного участия главного действующего лица – УЧИТЕЛЯ. Что изменилось в требованиях, предъявляемых к его деятельности? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии? Эти и другие вопросы являются предметом рассмотрения модульного курса.

Слушатели смогут познакомиться с ключевыми изменениями системы образования и основными положениями Профессионального стандарта педагога; узнать о психологических особенностях подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный курс предназначен также для тех педагогов, которые считают, что их профессиональное развитие должно быть связано с осмыслением успехов тех учеников, результаты обученности которых не вписываются в традиционные рамки понимания результативности обучения в школе. Погружение в проблематику обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в обычной школе позволяет педагогу иначе взглянуть на свои профессиональные качества и наметить пути для самосовершенствования.